Поиск по этому блогу

среда, 24 апреля 2013 г.

Эмиграция. Несостоявшаяся аполитичность

Позже, когда Германия почувствовала первое опаляющее дыхание нацизма, Ремарк не смог сдержать своих доставшихся в наследство от «украденной» юности манифестантских настроений. Нет, в его романах и повестях нет громких слов и изобличающего красноречия. Автор всеми силами старался быть вне политики, но груз воспоминаний оказался слишком велик. Простой и понятный язык, ясные мысли героев и честное отражение событий (как, например, в «Трех товарищах») отлично «работают» против нацизма в частности и милитаризма вообще. После того как в Германии официально запретили публикации, продажи и показы экранизаций «Западного фронта», Ремарк покинул Родину и нашел пристанище в США.

С начала 40-х годов в его творчестве появляется новая тема — эмиграция. К сложностям человека, утратившего иллюзии на войне, добавляются трудности личности, оторванной от родной земли. Великолепные примеры тому — роман «Возлюби ближнего своего», последовавшая за ним «Триумфальная арка» и еще более поздняя «Ночь в Лиссабоне», в которых за бытовыми описаниями жизненных и любовных перипетий, за очевидным человеколюбием явственно читается разочарование в идеалах общества. Остаться аполитичным и независимым наблюдателем социальных преобразований Ремарк, как ни старался, так и не сумел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий